Мировая экономика

Снижение темпов мирового экономического роста стало самым заметным фактором, повлиявшим на спрос, цены и ожидания на рынках нефти и других товаров в 2019 г. По оценкам Международного валютного фонда (МВФ), в прошедшем году рост мировой экономики составил всего 2,9 % (после 3,6 % в 2018 г.) – ​это самый низкий показатель с 2009 г. Замедление коснулось и развитых, и развивающихся экономик.

Прирост ВВП Китая по итогам 2019 г. снизился до 6,1 %, что чуть выше нижней границы ориентира, поставленного руководством страны. Неустойчивым остается экономический рост Индии: в 2019 г. он оказался значительно ниже прогнозов, а ряд индикаторов указывает на сохранение препятствий для устойчивого роста.

Среди основных причин замедления мировой экономики упоминаются торговые войны, прежде всего – ​противоречия США и Китая, вылившиеся в несколько раундов взаимных торговых ограничений и падение товарооборота двух крупнейших экономик мира. В конце 2019 – ​начале 2020 г. страны пришли к договоренностям об урегулировании торговых разногласий. В случае успешной реализации соглашения торговая напряженность между странами может снизиться.

Торговые войны могут оказаться частью более широкой тенденции — ​распространения протекционизма и регионализации мировой экономики, которая представляет риск для экономического роста и спроса на энергоресурсы. Рост международной торговли уже несколько лет отстает от роста мировой экономики, что было не характерно для предыдущего периода и парадигмы экономической глобализации. Под вопросом остается развитие некоторых интеграционных объединений. Так, одним из ключевых экономических событий 2020 г. стал выход Великобритании из состава Евросоюза, подготовка к которому шла с референдума в 2016 г.

Динамика ВВП ключевых экономик в 2015–2019 годах, % год к году

Замедление мировой экономики в 2019 г. расходилось с динамикой финансовых рынков, стабильность которых поддерживается стимулами со стороны регуляторов. Центробанки предпочитали держать ставки неизменными или снижать их, как ФРС США после попытки увеличения в 2018 г. На этом фоне биржевая оценка активов к таким показателям, как прибыль, достигла многолетних максимумов.

В 2020 г. мировая экономика вошла с сохраняющимися проблемами высокого долга, разрыва между состоянием фондовых рынков и реального сектора, неоднородной динамики экономик стран мира, экономической напряжен­ности в некоторых странах. Вспышка коронавируса, ударившая по мировому производству, логистике и потреблению в начале 2020 г., значительно ухудшила ситуацию в глобальной экономике и нанесла удар по финансовым рынкам. Риски глубокой рецессии и финансового кризиса заставили регуляторов пойти на беспрецедентные меры поддержки экономики и рынков.

Международная ситуация

Несмотря на отсутствие крупных конфликтов, высокий уровень международной и региональной напряженности в 2019 г. заметно повлиял на ситуацию на рынке нефти. Действие санкций США в отношении Ирана и Венесуэлы привело к совокупному снижению добычи этих стран на 1,8 млн барр. / сут. за год. Во второй половине года добыча в этих странах стабилизировалась, но внешнеполитическая и экономическая ситуация остается сложной. Удары беспилотников по объектам нефтяной инфраструктуры Саудовской Аравии в сентябре 2019 г. были беспрецедентными по эффекту и показали уязвимость отрасли перед геополитическими факторами. В результате атак мировое производство нефти, хоть и на непродолжительное время, сократилось на 5 %.

В других традиционно неспокойных регионах добыча нефти на протяжении года оставалась более стабильной. При этом сохранилась высокая неопределенность ситуации в Ливии. В целом, особенно с учетом добровольных ограничений ОПЕК+, объем выпадающей добычи в 2019 г. оказался высоким по историческим меркам.

На начало 2020 г. сохранялся потенциал значительных изменений предложения нефти как в одну, так и в другую сторону. В условиях масштабного падения спроса на нефть на фоне эпидемии коронавируса страны ОПЕК+, включая РФ, договорились значительно сократить добычу нефти начиная с мая 2020 года.

Объем выпадающей добычи нефти в мире, млн барр. / сут.
Мировые выбросы углекислого газа в энергетике, млрд т/г
Регулирование и климатическая повестка

Внимание международных организаций, правительств и общества к вопросам изменения климата и загрязнения окружающей среды не ослабевает. Риски, связанные с изменением климата, вышли на первый план в повестке ведущих международных конференций. В сентябре 2019 г. к Парижскому соглашению присоединилась Российская Федерация. Формальный выход США из соглашения может произойти не раньше ноября 2020 г.

В то время как фактические выбросы углекислого газа уже значительно отклоняются от первоначальных ориентиров Парижского соглашения по климату, многие страны публично подтверждают намерения ограничить углеродный след в долгосрочной перспективе. Некоторые государства заявили о стремлении достичь нейтральности по выбросам углекислого газа к 2050 г. Более реалистичными выглядят амбиции компаний, которые могут решить вопрос углеродной нейтральности, приобретая на рынке электроэнергию из возобновляемых источников или финансируя другие меры компенсации углеродного следа.

Экологические и социальные аспекты деятельности занимают все более заметное место в повестках промышленных компаний. Компании выступают лидерами инициатив, направленных на развитие низкоуглеродных технологий и снижение воздействия отрасли на окружающую среду. Не в последнюю очередь этому способствует давление инвесторов. В частности, некоторые крупные фонды ограничили инвестиции в компании традиционной энергетики либо собираются учитывать углеродный след в управлении портфелями активов.

Развитие возобновляемой энергетики и автомобильных рынков

Положение возобновляемых источников энергии (ВИЭ) остается устойчивым. Объем ежегодных инвестиций в ВИЭ в течение последнего десятилетия сохраняется на уровне 300 млрд $ в год (включая гидроэнергетику) и сохраняет лидерство среди других направлений мировой электроэнергетики. Ключевым участником рынка остается Китай, на который приходится около половины всех инвестиций в ВИЭ. Стабильные инвестиции позволяют наращивать установленную мощность и долю ВИЭ. Так, доля электроэнергии из ВИЭ в ФРГ по итогам 2019 г. достигла 46 % от выработки.

Число проданных электромобилей в 2019 г. выросло незначительно. Сказалось сокращение субсидирования в Китае, которое обрушило продажи электромобилей в середине года. Это происходило на фоне в целом слабого спроса на автомобили. Продажи пассажирских автомобилей заметно сократились на двух крупнейших мировых рынках – ​в Китае и США. В Евросоюзе рост продаж по итогам года был во многом вызван подготовкой производителей к новым ограничениям по выбросам – ​компании старались сбыть максимальные объемы, предлагая покупателям выгодные условия.

Новые сегменты энергетики и транспорта сохраняют сильную зависимость от государственной поддержки и регулирования. Сокращая субсидирование ВИЭ и электротранспорта, регуляторы одновременно усиливают нагрузку на традиционную энергетику и двигатели внутреннего сгорания. В Евросоюзе принят новый план по ограничению выбросов автотранспорта. В КНР увеличиваются обязательные квоты на производство электромобилей. В 2019 году крупнейшие автопроизводители озвучивали амбициозные планы по развитию электротранспорта. Ожидалось, что в 2020-22 гг. на рынке появится большое число новых моделей электромобилей, что, в совокупности с усилиями регуляторов, оживит рынок.

Продажи автомобилей на основных рынках, млн шт.
Продажи электромобилей на основных рынках, тыс. шт.
Спрос на нефть

Рост мирового потребления жидких углеводородов (ЖУВ) замедлился под влиянием низких темпов экономического роста и конкуренции со стороны электричества и газа. По оценке МЭА, мировое потребление ЖУВ в 2019 г. выросло лишь на 0,9 млн барр. / сут. – ​минимальное значение с 2013 г. Аналитические агентства ожидали, что рост спроса ускорится в 2020 году, но эпидемия коронавируса заставила значительно ухудшить прогнозы. Впервые после 2009 года, мировое потребление ЖУВ в 2020 году серьезно снизится.

Долгосрочные взгляды аналитиков на динамику спроса на нефть пока не претерпели значительных изменений. В базовом сценарии ежегодного прогноза МЭА за 2019 год рост спроса на нефть не прекращается как минимум до 2040 года. Несмотря на ожидаемое сокращение потребления нефтепродуктов пассажирским транспортом после 2020-х гг., рост спроса со стороны грузового транспорта, аиации и нефтехимии обеспечивает хоть и умеренную, но положительную динамику объемов рынка в долгосрочной перспективе.

Изменение потребления нефти по отраслям до 2040 года (прогноз), млн барр. / сут.

Более радикальные сценарии, обещающие пик спроса на нефть около 2030 г., предполагают значительные изменения регуляторной среды и перераспределение инвестиций в пользу низкоуглеродной энергетики. На сегодняшний день нет действенных механизмов, которые обеспечили бы последовательную реализацию низкоуглеродной повестки, а вопрос энергетического перехода и его принятия потребителями остается открытым.

Предложение нефти

Как и в предыдущие годы, по итогам 2019 г. основной вклад в рост мирового предложения нефти внесли США. Добыча нефти в стране в среднем по году составила 12,23 млн барр. / сут., что на 1,24 млн барр. /сут. выше, чем в 2018 г. Предложение ЖУВ в целом выросло на 1,58 млн барр. / сут. (19,51 против 17,93 млн барр. / сут.), в очередной раз превысив темпы роста мирового спроса.

Рост был обеспечен в основном сланцевой добычей. При этом число зарегистрированных Baker Hughes активных буровых на нефть в США в течение года снижалось (c 885 до 677 шт.). Падение цен на нефть в начале 2020 г. заставило компании дополнительно сократить буровую активность, а агентства – ​значительно пересмотреть оценки. Под действием снижения спроса и цен добыча нефти в США в 2020 г. сократится впервые за несколько лет.

Бурение и добыча нефти из низкопроницаемых пластов в США, млн барр. / сут.
Дифференциал котировок дизельного топлива и высокосернистого мазута на севере Европы, $/т

Замедление роста сланцевой добычи компенсировалось предложением со стороны новых добычных проектов из стран вне ОПЕК+. Добыча крупных проектов, запущенных в 2019 г., уже заметно повлияла на предложение нефти в различных регионах. В условиях замедления спроса это ограничивало возможности стран ОПЕК+ наращивать добычу. В течение 2019 г. они продолжали придерживаться тактики балансировки спроса и предложения на мировом рынке нефти. В декабре 2019 г. на уровне ОПЕК+ было решено исключить конденсат из базы расчета квот Российской Федерации, а также сократить квоты по добыче нефти на ближайшие месяцы с расчетом на сезонное снижение спроса в зимний период.

Глубокое падение спроса на нефть на фоне эпидемии коронавируса заставило ОПЕК+ принять решение о маштабном сокращении добычи начиная с мая 2020 года. Ожидается, что со второй половины 2020 года добыча стран ОПЕК+ будет расти по мере восстановления мирового спроса на нефть.

Динамика инвестиций крупнейших зарубежных компаний нефтяной отрасли, млрд $
Рынок нефтепродуктов

Мировой рынок нефтепродуктов большую часть 2019 г. оставался хорошо сбалансированным. В условиях замедления спроса снабжение потребителей не вызывало сложностей, и даже массовые ремонты НПЗ не смогли заметно повлиять на дифференциалы цен нефтепродуктов к ценам на нефть. Дополнительный вклад в предложение внес ввод новых крупных нефтеперерабатывающих мощностей в Китае, на Ближнем Востоке и в Африке.

Самым заметным и ожидаемым событием рынка стало падение цен на сернистый мазут в конце года, когда участники судоходной отрасли активно готовились к вступлению в силу новых правил Международной морской организации (IMO). Новые правила ограничили применение топлив с содержанием серы выше 0,5 % в мировой акватории без очистки выпускных газов. Поставщикам нужно было подготовить резервы топлива с низким содержанием серы, в связи с чем спрос на сернистое топливо упал.

Но уже в начале 2020 г. котировки мазута стали восстанавливаться. Последующее резкое падение мирового потребления нефтепродуктов на фоне распространения коронавируса нивелировало ценовой эффект новых правил на цены.

Стратегия нефтяных компаний

Финансовая дисциплина не утратила значимости для большинства компаний нефтяной отрасли, но стабилизация цен на нефть и достигнутый уровень окупаемости в 2019 г. позволили запускать ранее начатые проекты и активно одобрять новые. Способность отрасли быстро запускать сложные проекты снизила опасения экспертов по поводу нехватки нефти в результате недоинвестирования 2015–2017 гг.

Общий объем мировых инвестиций в добычу углеводородов в 2019 г. вырос. По оценкам МЭА, в 2019 г. они составили 505 млрд $ – ​на 6 % больше, чем годом ранее. Оживление в мировой геологоразведке помогло увеличить объем разведанных запасов. По некоторым оценкам, объем открытий нефти и газа по итогам 2019 г. превысил 20 млрд т нефтяного эквивалента, из которых две трети составил газ.

Одним из новых центров мировой добычи может стать шельф Гайаны, где крупные открытия последних лет позволили компаниям заявить о нескольких миллиардах баррелей извлекаемых запасов нефти и инициировать добычные проекты общей мощностью около 750 тыс. барр. нефти в 2025 г. Компании продолжают разведочную деятельность в Центральной Америке, но падение мирового рынка нефти в 2020 г. может повлиять на планы освоения региона.

Около четверти инвестиций в мировую разведку и добычу пришлось на сланцевые активы, где впервые с 2016 г. произошло значительно снижение буровой активности. Независимые добывающие компании, столкнувшись с требованиями жесткой финансовой дисциплины, сократили программы бурения, что отразилось и на результатах нефтесервисных компаний. Компании-мэйджоры, заявившие о серьезных планах в сланцевой добыче, вынуждены были скорректировать их на фоне падения цен на нефть в начале 2020 г.

Международные нефтегазовые компании не утратили внимания и к диверсификации деятельности. Главным образом речь идет о выстраивании цепочки стоимости в газовом бизнесе через развитие сегмента сжиженного природного газа (СПГ), покупку генерирующих и сбытовых компаний, наращивание мощностей ВИЭ. Инвестиции в сегмент новой мобильности (аккумуляторы, электро-АЗС, каршеринг) и экологию (переработка пластика, лес) осуществляются в основном через венчурные механизмы и имеют гораздо меньший масштаб.

Коммерческие запасы нефти и нефтепродуктов в странах ОЭСР, млн барр.

В целом компании сектора сохраняют приоритет финансовой и операционной эффективности, в том числе через гибкость и ускоренное внедрение технологий. Все больше внимания уделяется экологической и социальной ответственности.

Баланс, запасы и главные факторы в 2020 году

Несмотря на сокращение добычи в Иране и Венесуэле и последствия атак в Саудовской Аравии, на протяжении 2019 г. мировой рынок нефти не испытывал дефицита. Совокупные коммерческие запасы нефти и нефтепродуктов стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по итогам года выросли. Под влиянием эпидемии коронавируса в начале 2020 г. на мировом рынке нефти возник значительный избыток предложения, который будет сокращаться за счет мер ОПЕК+, сокращения добычи другими производителями и постепенного восстановления спроса.

Картина факторов, влияющих на мировые рынки нефти и деятельность компаний, остается сложной. Со стороны предложения, кроме возможностей стран по поддержанию добычи на фоне волатильных цен, на рынок будет влиять политическая ситуация на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Со стороны спроса, кроме последствий эпидемии для потребления нефтепродуктов и экономики в целом, на рынок углеводородов могут влиять погодные факторы, развитие автомобильного рынка под влиянием регуляторов и технологий. Нестабильная ситуация на финансовых рынках и изменчивые настроения инвесторов вносят дополнительную неопределенность в движения котировок. Учитывая это, можно ожидать, что на мировом рынке нефти сохранятся волатильность цен, изменчивость спроса и предложения, а также широкий спектр прогнозов.

Нефтяная отрасль Российской Федерации

Макроэкономическая ситуация в российской экономике в 2019 г. оставалась стабильной. Экономический рост продолжился, хотя и невысокими темпами. По итогам 2019 г. ВВП Российской Федерации вырос на 1,3 % против роста на 2,5 % годом ранее.

Устойчивость экономики поддерживалась сильным экспортным балансом, несмотря на снижение мировых цен на углеводороды, и профицитом бюджета. Ожидания значительного ускорения инфляции на фоне роста НДС не оправдались. Более того, по итогам года рост потребительских цен замедлился до 3 %, что стало очередным рекордом. Низкая инфляция позволила Центробанку продолжить снижение ставок (6,25 % на конец года).

Налоговые изменения в 2019 г. не имели принципиального характера и продолжали логику решений, принятых ранее. Были уточнены параметры расчетов демпферов по моторному топливу, расширено определение подакцизных средних дистиллятов, утвержден план введения налоговых льгот в нефтедобыче. Снижение экспортной альтернативы на моторное топливо на фоне умеренных мировых цен и стабильного курса рубля позволило не продлевать ограничения в отношении цен внутри страны. При этом цены на внутреннем рынке нефтепродуктов оставались стабильными.

Несмотря на ограничения сделки ОПЕК+, по итогам года Российской Федерации удалось установить исторический рекорд производства сырой нефти и конденсата. Показатель составил 560,2 млн т (+0,8 % к уровню 2018 г.). Экспорт нефти заметно вырос (268,4 млн т против 258,2 млн т в 2018 г.), несмотря на ситуацию с загрязнением нефтепровода «Дружба». Продолжающаяся модернизация российских НПЗ позволила нарастить производство автобензина, дизельного топлива и керосина, снизив при этом совокупный объем первичной переработки. Производство мазута и темных судовых топлив выросло за счет последних.

Динамика добычи и экспорта нефти Российской Федерации, млн т

Экономическая ситуация нашла отражение в динамике рынка нефтепродуктов и ключевых факторах спроса. Продажи новых автомобилей в Российской Федерации снизились на 2,3 %, до 1,759 млн шт., и, по отраслевым прогнозам, могут продолжить снижение в 2020 г. Динамика реальных располагаемых доходов населения была отрицательной в первом полугодии 2019 г. В итоге спрос на бензин в 2019 г. незначительно снизился. Потребление дизельного топлива, напротив, продолжило расти в пределах 1,3 % за счет роста в ключевых потребляющих отраслях (добыча полезных ископаемых, сельское хозяйство, строительство, железнодорожные перевозки). Динамика авиаперевозок традиционно была более выразительной: пассажирооборот вырос на 12,9 %, грузооборот ​сократился на 6 %. Спрос на авиационный керосин вырос на 3 %, однако в начале 2020 г. наблюдается существенный спад.

Падение мировых цен на нефть весной 2020 г. оказало давление на курс рубля и другие показатели, усложняя макроэкономическую ситуацию в Российской Федерации.